Блог

Что такое ISOBUS и как это работает

Презентуя новый трактор, сельхозпроизводители часто указывают, что их техника поддерживает протокол ISOBUS. Но далеко не каждый фермер знает, что это такое и какова польза этой системы.

В мире существует большое количество производителей тракторов и комбайнов, а также агрегатов к ним. При этом не каждая компания производит все эти виды техники одновременно, но почти все разработчики создают контроллеры, которые необходимы для корректной работы их продукции. Это значит, что при подключении устройств от разных производителей существует проблема совместимости и взаимодействия между ними.

Вследствие такой ситуации появилась потребность в разработке стандарта, благодаря которому можно эффективно использовать любое навесное и прицепное оборудование вместе с тракторами и комбайнами. Результатом такой работы стало создание протокола совместимости ISOBUS.

ISOBUS — это "язык общения" между трактором и соединенным с ним оборудованием

raven viper kabina

 

Разработка этого протокола началась в 1991 году. Однако, прошло 10 лет, пока эта система начала функционировать. В 2001 году ряд производителей тракторов и навесного оборудования заключили соглашение о внедрении данного стандарта для корректного взаимодействия электроники трактора и орудий.

В конечном итоге возникла система управления всеми типами навесного оборудования, которая работает с помощью одного терминала. Принцип работы состоит в том, что система использует для обмена информации полевой компьютер, а не груду дополнительных терминалов от разных производителей. Такое решение упростило работу оператора и освободило кабину от дополнительных приборов.


Для примера, если у вас трактор компании Fendt, сеялка Horsch, опрыскиватель Amazone и раскидыватель удобрений Rauch, то не нужно держать в кабине 3-4 разных терминала — теперь все можно подключить через один ISOBUS.

isobus 01

Компонентами системы выступают терминал, блоки управления и контроллера задач

isobus 02
Самым известным символом ISOBUS является его девятиконтактный штекер. Он подключается к разъему в тракторе, который обычно находится сзади. Таким образом он объединяет его с дополнительной техникой. В кабине расположен еще один блок разъемов под названием In-Cab-Connection, к которому подключаются другие компоненты — чаще всего терминал.

В неиспользуемые разъемы подключаются специальные резистивные концевые заглушки — CAN-Terminator. Без них сеть будет разомкнутой и система не заработает.

После подключения всех компонентов в разъемы данные, получаемые от блока управления (ECU), поступают на терминал в кабине трактора. Там они после обработки преобразуются в контрольные команды, благодаря которым механизатор управляет техникой.

В случае наличия шины ISOBUS от подвесного оборудования к терминалу идет всего один шнур. Благодаря такой системе "электронный мозг" получает информацию от сенсоров прицепного агрегата и при необходимости может выдавать управляющие команды электроприводам и гидравлике.

 

Специальные расширители позволяют упростить процесс управления терминалом

Существует мнение, что работа с помощью колесика настроек на терминале не всегда удобна и практична. В этом случае на помощь могут прийти специальные расширители, которые подключаются к девятиконтактному разъему, среди которых различные переключатели, кнопки, джойстики и регуляторы с датчиками.

Главный плюс всех этих кнопок и переключателей — это то, что они программируемые. То есть при необходимости на них можно "повесить" активацию или деактивацию определенной команды, исключив потребность ее поиска на экране терминала. Благодаря этому можно существенно сэкономить время, к тому же оператор не отвлекается от процесса управления трактором.

isobus 03
Еще одна любопытная особенность ISOBUS: настройку дополнительной техники можно производить, не выходя из кабины трактора, а иногда даже не нужно останавливать работу техники. На терминале можно увидеть текущее состояние настроек, изменить их и даже сохранить в качестве одного из вариантов для последующего использования. Все это дает возможность более гибко адаптировать орудие или агрегат к текущим условиям, а значит с каждым разом улучшать конечный результат работы.

Add comment

Security code
Refresh